Menu

Новости

Многоэтажные склады - еще один тренд в период постпандемии?




Кастомизация (англ. to costomize - преображение той или иной вещи под конкретного человека) — один из главных трендов рынка складов. Сейчас девелоперские компании стараются строить объекты, точно подходящие под специфические требования того или иного клиента.

Что такое идеальный склад? Еще два-три года назад ответ на этот вопрос был очевиден: «Это здание класса А, высотой 12 метров, с определенным шагом колонн и нагрузкой на пол 6–8 тонн на “квадрат”». Однако сегодня образ идеального склада рухнул, как и успешно работавшие системы классификации.

Виной тому процесс кастомизации: сейчас каждая крупная компания хочет построить склад, который подходит именно ей.
Внешне практически все склады выглядят как раньше: это огромные квадратные коробочки. Однако они стали очень дифференцированными по внутренней начинке и планировке.

Одна компания хочет иметь склад с большим офисом, другая - разместить рядом небольшое производство.
Индивидуализация складов отражается и в девелоперских схемах последних двух лет.

В пандемийном 2020 году 60% новых складов соседней России возводилась по схеме built-to-suit (BTS), когда объект строится под конкретные требования арендатора. До этого доля таких сделок не превышала и 20%. Как известно, на западноевропейском рынке в наше время по схеме BTS строится около 70–80% складов.

Скорость доставки - важнейший инструмент в конкуренции операторов онлайн-торговли. Чтобы сэкономить время, ритейлеры хотели бы иметь склад как можно ближе к потребителю, желательно в городе.

Однако городская земля крайне дорога, и размещение склада в большинстве случаев экономически неэффективно. Один из способов разрешить этот парадокс — строительство многоэтажных складов.

Сейчас все больше конечных потребителей индустриальных зданий (ретейлеры, логисты) ищут площади в черте города. Мировой опыт говорит, что многоэтажные склады перестали быть экзотикой и имеют право на жизнь. Их возводят прежде всего там, где очень дорогая земля и ее банально мало.

К примеру, есть двухэтажные склады в Великобритании в районе аэропорта Хитроу - там размещены самые дорогие склады в стране. Двухэтажный склад недавно строился в Париже, трехэтажный - в Сиэтле. В Сингапуре построен склад аж в 24 этажа.

В соседней России к многоэтажным складам пока относятся как эксперименту. Еще непонятно, сколько готовы переплачивать ретейлеры, логисты и, в конечном счете, покупатели за ускоренную доставку.

А учитывая наличие у нас бескрайних степей, то в Казахстан этот тренд придет еще не скоро. Как вы считаете?